Основные критерии оценки горных пород

В этом разделе статей нет.

 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГОРНЫХ ПОРОД КАК ДЕКОРАТИВНО-ОБЛИЦОВОЧНЫХ КАМНЕЙ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, АРХИТЕКТУРНО — СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Термин «камень» («природный камень», «естественный камень») применяется к горным породам, издавна используемым человеком для прикладных целей. Эти по­роды, добываемые из земных недр в виде каменных глыб — блоков, редко в виде плит, представляют собой исходное сырье для производства облицовочных материа­лов, а также архитектурно-строительных, монументных (статуарных) и некоторых тех­нических изделий.
Изделия, получаемые из блоков и плит, относятся к группе штучного камня. По тра­диции они объединяются под обобщенным названием «декоративно-облицовочные кам­ни». На территории Северо-Запада России, например, в качестве декоративно-облицовочных кам­ней известны следующие типы горных по­род:
  •  магматические — граниты, гранито- гнейсы, гранодиориты, диориты, габбронориты, габбро-диабазы, пироксениты, пери­дотиты, нефелиновые сиениты, порфиригы, вулканические брекчии и др.;
  •  метаморфические — кварциты, квар­цито-песчаники, мраморы, амфиболиты, шунгитовые, тальк о-хлоритовые и другие сланцы;
  •  осадочные — известняки, доломиты, известковые туфы, песчаники, гипсы.
К основным факторам, определяющим практическую ценность этих горных пород, относятся декоративность, долговечность, блочность и физико-механические свой­ства камня.
 
Декоративность.
Одним из важнейших признаков пригодности горных пород для использования их в качестве облицовоч­ного или монументного камня являются его художественно-эстетические достоинства, объединяемые в понятие декоративность. Под этим термином подразумевается сово­купность ряда внешних свойств камня, включающих его окраску и рисунок. Окрас­ка камня обусловлена цветом слагающих его минералов. Рисунок создается сочета­нием структуры и текстуры горной породы и цветовой тональностью минеральных ком­понентов, слагающих породу.
Особенности структуры по-разному влия­ют на декоративность камня. Так, напри­мер, принято считать, что крупнозернистые и порфировидные разности наиболее приемлемы для цветных гранитов, так как они повышают выразительность рисунка и цвета камня. В то же время крупнозернистые структуры ухудшают внешний вид мрамо­ров, габбро, кварцитов.
По цветовым особенностям выделяются горные породы:
— хроматические — окрашенные, харак­теризующиеся широким диапазоном цветов и оттенков и их многообразными сочета­ниями; к ним относятся граниты, цветные мраморы, кварциты красного, розового, ко­ричневого, зеленого и близких к ним цве­тов различной степени насыщенности;
— ахроматические — черные, серые и бе­лые камни; к ним относятся габброиды, амфиболиты, шунгитовые сланцы, серые граниты; среди белых пород известны мра­моры, кварциты, гипсы.
Декоративные достоинства горных пород наиболее полно раскрываются так называе­мой фактурной обработкой лицевой по­верхности.
Различаются два основных типа фактур: абразивная, получаемая путем истирания камня зернами абразивов (алма­за, корунда и др.), и ударная, получаемая скалыванием различной крупности частиц камня при помощи соответствующих инст­рументов (закольника, бучарды и др.). Кро­ме того, с конца 70-х гг. 20 века внедрены способы обработки камня ультразвуком и терморезками (огневой способ).
Наиболее декоративной является поли­рованная фактура, при которой четко вы­является рисунок камня, при этом яркость, интенсивность окраски горной породы воз­растают, а светлота камня уменьшается. Высокодекоративной также является факту­ра «скала», которая придает камню рельеф­ность и живописность, выявляет игру свето­тени на его обработанной поверхности.
Пиленая, шлифованная, рифленая и термообработанная фактуры значительно сни­жают насыщенность цветового фона, но способствуют повышению светлоты камня. Плиты, парапеты и другие архитектурные элементы, обработанные в этих фактурах, нивелируются по цвету; это в свою очередь облегчает их комбинированное использо­вание в отделке фасадов и интерьеров зданий.
Поверхности камня, обработанные лоще­ной фактурой (тонкой шлифовкой) и ультразвуком, дают матовую поверхность с выявленными цветом и рисунком.
Высокой степени фактурной обработки поддаются все твердые породы (граниты, габбро, кварциты) и частично породы сред­ней твердости (мраморы, некоторые мраморовидные известняки и доломиты). Кроме того, известняки, доломиты, мраморизованные известняки позволяют получать факту­ру «скала» и бугристую и некоторые из них и лощеную. Все мягкие породы поддаются только пилению и шлифованию.
Общепринятые стандарты и технические условия по определению декоративности облицовочных камней в настоящее время отсутствуют, имеются лишь методические указания по оценке декоративности. Этими указа­ниями предусмотрено устанавливать степень декоративности камня путем суммирования результатов оценки по балльной системе отдельных показателей — цвета, текстуры, фактуры и др. При этом выделяется четыре класса декоративности: высокодекоратив­ные — 32, декоративные — 23—32, малоде­коративные — 15—23, недекоративные — 15 баллов.
Вследствие большой сложности определе­ний, не лишенных субъективности, эта клас­сификация не всегда позволяет получить однозначный результат. Так, например, высокодекоративные мраморы Белогорского месторождения, использованные в таких монументальных сооружениях С-Петербурга, как Исаакиевский собор. Мраморный дворец. Этнографический музей, на протяжении сто­летий служат примером высокой степени их декоративности. Однако по указанной мето­дике белогорский мрамор оказался на гра­нице второго и третьего классов, т. е. в рав­ной степени может быть отнесен как к де­коративному, так и малодекоративному камню.
Источник: М.С.Зискинд «Декоративно-облицовочные камни»